Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ РОССИИ

Александрова Наталья Алексеевна,

Гаврилова Екатерина Александровна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

  • Статья посвящена обзору опыта организации образовательной инклюзии в российских вузах. Материал статьи может быть использован преподавателями, работающим со студентами с особыми образовательными потребностями и возможностями.
  • This article reviews the experience of organization of educational inclusion in Russian universities. The article can be used by a teacher working with students with special educational needs and capabilities.
  • Ключевые слова: инклюзивное обучение, студент с особыми образовательными потребностями и возможностями, безбарьерная среда, нозология, реабилитация.
  • Keywords: inclusive education, student with special educational needs and opportunities, barrier-free environment, nosology, rehabilitation.

Современная система высшего профессионального образования призвана соответствовать индивидуальнымобразовательным потребностям личности студента. Вместе с тем существуютгруппы студентов, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но иобладают особыми чертами. Включение студентов с особыми образовательными потребностями (студентов с инвалидностью, студентов с ограниченными возможностями здоровья, студентов с особенностямиразвития) в общий образовательный процесс ВУЗа, иными словами, инклюзивное обучение студентов –сравнительно новый подход в российском образовании. Проблема формирования образовательной инклюзии состоит в том, что ВУЗ общего назначения в случае обучения в нём студентов с особыми образовательными потребностями должен расширять свои социальные функции, решая не только профессионально-образовательные, но одновременно и реабилитационные задачи, и выступая тем самым в качестве двойственной реабилитационно-образовательной педагогической системы.

Обратимся к опыту организации высшего инклюзивного образования в России. Старейшим ВУЗом, обучающим студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями (с недостатками слуха), является МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сегодня университет – крупный учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху, прошедший в своём развитии несколько этапов. [8, с. 92]

В 1934 г. в университет впервые было принято на обучение 32 глухих и слабослышащих студента. Обучались они вместе с остальными наосновеинтегративногоподхода, пообщепринятойвузовскойсистемеобучения, безспециальнойпедагогическойподдержки. Их опыт показал, что студенты с нарушениями слуха могут обучаться в вузах общего типа.

В 1994 г. в университете открылся факультет «Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху)» (ГУИМЦ).Основным направлением его работы стала реализация и развитие специальных образовательно-реабилитационных программ инженерного образования глухих и слабослышащих граждан. [3]Специальные образовательные программы адаптированы к различным категориям студентов (по нозологиям, по состоянию здоровья, по социальным обстоятельствам).[7] Учебные планы ГУИМЦ помимо дисциплин, направленных на освоение будущей профессии, содержат цикл дисциплин «Обучение жизни с инвалидностью», изучение которых помогает студенту с особыми образовательными потребностями и возможностями адаптироваться к обучению в университете, приобрести необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности компетенции.

В 2004 г.университету присвоен статус «Федерального головного центра по обучению инвалидов». В тот же год под эгидой МГТУ им. Н.Э. Баумана начала функционировать региональная сеть послешкольного образования инвалидов по слуху в России (PEN-Russia), представляющая собой модель федеральной подсистемы образования для всех нозологий. В её состав вошли Новосибирский государственный технический университет, Владимирский государственный университет, Академия Татарского института содействия бизнесу г. Казань, Челябинский государственный университет. Кроме того, МГТУ им. Н.Э. Баумана принимал участие в создании Международной сети послешкольного образования глухих, в которую вошли университеты США, Японии, Китая, Южной Кореи и др. (всего 13 стран) – PEN-International, и обрёл статус сетевого Центра на уровне ВПО.[7]

Для поддержкибезбарьернойинформационно-образовательной среды в ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана организованы специализированные мультимедиа-аудитории с автоматизированными рабочими местамидля студентов с недостатками слуха. Выбор и установка оборудования учебных аудиторий осуществляется с учётом их максимальной совместимости с техническими средствами рабилитации, используемыми в учебном процессе (индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура, экраны сурдопереводчика, индивидуальные радиоклассы, мультимедийные устройства сопровождения учебного процесса).

Средствами информационно-коммуникационных технологий для студентов в ГУИМЦ создан «Сурдопортал», помогающий им изучать различные термины технических дисциплин с опорой на жестовую речь. В обучении используются компьютерные учебники, информационно-поисковая система для студентов, средства автоматизированного самообслуживания для подготовки методических и лекционных материалов. Применение вышеназванных технологических средств и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует слухоречевому развитию студентов, а также формированию профессиональных компетенций.[1, с. 63]

С 2000 г. ГУИМЦ проводит работу по формированию системы содействия трудоустройству студентов старших курсов (в режиме неполной занятости) и выпускников с недостатками слуха. Система была апробирована на промышленных предприятиях московского региона и показала высокую эффективность.[7]

Таким образом, в МГТУ им. Н.Э. Бауманасформирована собственная технология обучения студентов с нарушениями слуха, которую можно считать не только инновационной, но и социально-результативной, поскольку выпускники получают возможность дальнейшего трудоустройства и профессионального роста.

Образование студентов с нарушениями слуха также осуществляется в Институте социальной реабилитации (ИСР) при Новосибирском государственном техническом университете. В условиях университетского комплекса реализуется система непрерывной трёхуровневой профессиональной подготовки студентов с недостатками слуха по образовательным программам высшего, среднего и начального профессионального образования.

На уровне высшего профессионального образования абитуриенты с нарушениями слуха принимаются на все специальности инженерно-технического и социально-гуманитарного профиля. Обучение ведётся как в отдельных группах, так и в общем потоке.

Десять специальностей на уровне среднего профессионального образования и три на уровне начального профессионального образования по техническому, декоративно-прикладному и социальному направлениям целенаправленно открыты по просьбам родителей и регионов, где проживают студенты. Маломобильныеабитуриентымогут обучаться дистанционно с применением цифровых компьютерных технологий.[2]

При ИСР работают лаборатория сурдоперевода и лаборатория слуха и речи, которые осуществляют коммуникативное сопровождение учебного процесса. Кафедра информатики и лаборатория информационных технологий осуществляют IT-сопровождение учебного процесса. Кроме того, ИСРосуществляет психолого-педагогическое и социально-реабилитационное сопровождение студентов с нарушениями слуха, которое включает медицинские, психологические, сурдопедагогические мероприятия. К числу таких мероприятий относятся семинары, конференции, мастерклассы, посвященные проблемам сохранения здоровья и реабилитации студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями.[5]

Новосибирский государственный технический университет, как и МГТУ им. Н.Э. Баумана, принимает участие в сетевых проектах послешкольного образования глухихPEN-International и Pen-Russia.

Факультет информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) реализует обучение студентов с глубоким нарушением зрения. В основу обучения положены тифлоинформационные технологии, позволяющие незрячему пользователю самостоятельно работать на компьютере. Такой тип программного обеспечения известен под общим названием ScreenReader(экранный чтец). Программы этого типа, не мешая работе прикладного программного обеспечения, перехватывают текстовые сообщения и посылают их на синтезатор речи или брайлевский дисплей. [6, с. 200] В образовательном процессе МГППУиспользуются преимущества тактильного и речевого вывода посредством совместного применения с программой невизуального доступа синтезатора речи и брайлевского дисплея.Предлагается методика «чтения» студентами с глубоким нарушением зрения математических формул и символов: сначала осуществляется ручной ввод математических текстов в формате TEX (линейное представление информации), затем происходит ее озвучивание с помощью программы невизуального доступа к информации или печать рельефно-точечным шрифтом Брайля. [6, с. 201] Подобные информационные технологии развивают самостоятельность студентов, в большой степени компенсируют отсутствие зрения, формируют необходимые для будущей профессиональной деятельности компетенции.

Особым направлением работы университетастала подготовка специалистов в области инклюзивного образования. В 2009 г. на базе МГППУбыл создан Институт проблем инклюзивного образования (ИПИО), целями которого стали научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, сопровождение образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. С 2010 г. ИПИО обучает магистрантов по направлению подготовки «Психология и педагогика инклюзивного образования». Для работников образовательных организаций, реализующих практику инклюзивного образования, ИПИО проводит курсы повышения квалификации, а также стажировки по программам «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении», «Ресурсное обеспечение инклюзивного образования», «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном учреждении» и др.[4]

На базе ИПИО функционирует Городской ресурсный центр (ГРЦ) по развитию инклюзивного образования, ведущий научно-исследовательскую работу по проблемам образовательной инклюзии, а также курирующий проведение городских научно-практических семинаров и конференций.

Одним из проектов МГППУявляется портал «Образование без границ» (http://edu-open.ru), представляющий собой базу научно-методических знаний по инклюзивному образованию для педагогов и родителей. Заинтересованный педагог может стать соавтором портала, предложив собственные методические наработки администрации портала.

В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) в качестве одной из форм подготовки студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями и возможностями, реализуется заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Изучение студентами дисциплин, соответствующих выбранному направлению подготовки, организуется на образовательном портале «Система дистанционного образования IpsilonUni» (https://ipsilon.sgu.ru). В университете разработана рабочая программа «Ассистивные информационно-коммуникационные технологии», направленная на формирование у студентов с особыми образовательными потребностями навыков работы с компьютером и электронной информационно-образовательной средой СГУ с использованием ассистивных технологий в зависимости от нозологии. Подобный опыт имеет несомненную практическую значимость для адаптации рабочей программы, а также электронного образовательного курса в системе дистанционного образования к потребностям студентов с особыми возможностями здоровья.

Институт дополнительного профессионального образования СГУ проводит курсы повышения квалификации для преподавателей по программе «Инклюзивное профессиональное образование» в объёме 108 часов. Данная программа повышения квалификации направлена на формирование у современного педагога профессиональных компетенций, которые могут применяться в сфере реализации инклюзивной модели образования в высшем образовании. Будучи построенной по модульному принципу, программа знакомит слушателей с такими вопросами, как:

−       нормативно-правовые основы обеспечения доступности образования для студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями;

−       условия формирования инклюзивной образовательной среды (архитектурная доступность, материально-техническое обеспечение, адаптированные образовательные программы);

−       задачи структурного подразделения, ответственного за инклюзивное обучение студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями;

−       особенности обучения студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями различных нозологических групп;

−       особенности использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при обучении студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями.

На базе СГУ функционирует Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов. Центр осуществляет комплексную социальную, здоровьесберегающую, психолого-педагогическую поддержку студентов, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что отечественные ВУЗы отводят большую роль технологическим средствам и информационно-коммуникационным технологиям в инклюзивном образовании, используя их потенциал для реализации образовательных потребностей студентов. Это позволяет решить проблему адаптации образовательной системы к особым потребностям каждого студента.

 

Литература

  1. Александрова Н.А., Гаврилова Е.А. Об использовании технологических средств и информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении студентов // Информационные технологии в образовании: Материалы IV Всерос. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2014. – C. 61-63.
  2. Бертик А.А. Возможности сетевого межвузовского взаимодействия в развитии безбарьерной вузовской среды // Российский союз ректоров. [Электронный ресурс] URL: http://rsr-online.ru/o_commicii6.php (дата обращения 28.03.2016).
  3. Головной учебно-исследовательский и методический центр Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс] URL:http://guimc.bmstu.ru/center/about_center (дата обращения 11.03.2016).
  4. Институт проблем инклюзивного образования МГППУ [Электронный ресурс] URL:http://inclusive-edu.ru/ (дата обращения 10.08.2015).
  5. Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета [Электронный ресурс] URL:http://www.nstu.ru/info/facult/isr (дата обращения 27.03.2016).
  6. Соколов В.В. Современные компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения // Московский городской психолого-педагогический университет. PsyJournals.ru, 2011. – С. 200-202.
  7. Станевский А.Г. О деятельности Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) МГТУ имени Н.Э. Баумана // Российский союз ректоров. [Электронный ресурс] URL: http://rsr-online.ru/o_commicii6.php (дата обращения 29.03.2016).
  8. Тюрин А.В. Технология и виды высшего инклюзивного образования в России // Вестник МГСГИ. – 2011. – №2(6). – С. 90-96.
 

Пікірлер 

 
0 #2 Николай 2017-03-01 01:31 Прочитал статью о том как организовано образовательная инклюзия в Российских вузах. В теории все хорошо, все замечательно, а на практике все наоборот в наших Курских ВУЗАХ об инклюзии стоит только помечтать. Студент с ОВЗ практически не может в полной мере получить доступ к обучению ни дистанционно,ни физически. В аудиториях наших вузов нет даже возможности записать курс лекций,а дистанционно со студентами имеющих ОВЗ практически никто не занимается просто нет такой технической возможности. Такое состояние с инклюзивным обучением похоже во многих Российских вузах. С уважением, Николай. Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Акжаркин Бекенова 2016-04-14 00:44 Уважаемые коллеги, спасибо, что откликнулись и выступили на нашей конференции. Для нас очень интересен и полезен опыт работы россиян по инклюзиву в высшей школе. Мы видим, что в российских вузах многое делается по внедрению инклюзивного образования в вузах по вопросам сопровождения студентов, техническому обеспечению, повышению и переподготовке кадров, дистанционному образованию. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаю вам творческих успехов! С уважением, ст. преподаватель Бекенова Акжаркин Джексенбаевна. Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.