Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


«Я - учитель начальных классов...»

- Людмила Геннадьевна, в чем заключается Ваше жизненное кредо.
- Мой символ – травинка, пробившая корку асфальта. Не то важно, что ее заметили, важно, что она сама о себе подумала: «Я есть!» А за этим утверждением следует море вопросов: зачем?, как?, куда?, с кем?... И уже есть поиск ответов на эти вопросы и принятие решения сродни процессу преодоления сопротивления плотности асфальта. И если удалось что-то создать, чего-то достичь или даже сохранить, уберечь от разрушения, то в душе колокольчиком звенит: «Я есть!», а еще мелодичнее: «Мы есть!» - Расскажите, пожалуйста, о теме своей диссертации, о работе, связанной с ней и её защитой.
- Мне трудно вычленить диссертацию из всего потока не только педагогической деятельности, но и хода истории моей родины, жизни моей семьи. Не я первая начала заниматься научным исследованием, очень надеюсь, что не последняя. Уникальность ситуации заключается лишь в том, что я не была научным работником, Я – учитель начальных классов. И многопредметность моей специальности обязывает к разносторонним интересам, знаниям, умениям. Годы работы в должности методиста горметодкабинета позволили мне познакомиться с прекрасными учителями, перед которыми в хорошем профессиональном смысле хочется не только снять шляпу, но и преклонить колени: это Маркелова Светлана Тихоновна, Янковская Алла Николаевна, Косницкая Клавдия Васильевна… Все они уже на заслуженном отдыхе, но пусть продлятся их светлые годы. Это и мои коллеги-ровесники, и талантливая молодежь. Главное, что я тогда поняла, - одиночки, даже очень талантливые, рано или поздно угасают. Но если коллектив берется за решение проблемы, то тогда в систему включаются силы традиции, взаимоподдержки, коллективизма.
Когда директор школы Якущенко Наталия Ивановна пригласила меня работать в ведомственный детский комбинат Облгаза, я согласилась уже потому, что инициатором такой школы были сами родители. И первое, с чего мы начали – изучение состава социального заказа к школе от рабочих и инженерно-технического персонала. Обработав результаты исследования, мы выделили область ожидания родителей от школы, из имеющихся тогда моделей образования наиболее адекватной оказалась штайнеровская система, ее еще называют вальдорфской.
Любое новое дело требует основательного изучения. Я и Наталия Ивановна три года обучались на вальдорфском семинаре при Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства. Волей судьбы рядом с аудиторией, в которой мы занимались, находился отдел аспирантуры. Хочу отдать должное россиянам, они признали и наши дипломы, и результаты нашего кандидатского минимума, и образовательные проблемы тогда были общие. Мне повезло, моим научным руководителем стал проректор по научно-методической работе университета педагогического мастерства, доктор педагогических наук, профессор Вадим Юрьевич Кричевский. Он и определил окончательно тему диссертационного исследования «Организация взаимодействия семьи и педагогического коллектива в структуре деятельности заместителя директора школы по УВР». Параллельно эта тема исследовалась психологом и социологом. В один год все три диссертации были успешно защищены и вместе составили комплекс отношений семьи и школы.
- В чем были главные трудности в работе и кто оказал Вам поддержку?
-Это были годы, когда распался великий и могучий Советский Союз: менялись государственные системы и денежные единицы… В 1996 году Облгаз отказался от детского комплекса (слишком накладно), а методический проект школы и все методическое обеспечение учебного процесса (материальная и учебная база) были готовы. Но мы признательны первому президенту Облгаза Карташову Борису Афанасьевичу (светлая ему память) за то, что мы имели возможность мечтать и учиться.
Дальнейшее становление школы-гимназии вальдорфской ориентации происходило уже «под крышей» городского управления образования и его начальника Светланы Иргалиевны Бисембаевой.
Движущей энергией были наши с Наталией Ивановной умы, сердца, души и мечты. И вновь профессия учителя начальных классов помогла в становлении школы: закладывалась не только новая образовательная и воспитательная система, но и педагогическая коллегиальность и партнерство с родителями учеников.
Сегодня – школа-гимназия вальдорфской ориентации – это уже не просто место обучения и воспитания детей – это научная лаборатория, не боюсь этого понятия. Сильный, творческий, работоспособный коллектив, умных, способных мыслить аналитически, и в то же время красивых, любящих свое дело коллег. В нашей школе раскрылась как учитель русской словесности Никифорова Татьяна Петровна, серебряный призер «Учитель года» (2002-2003 г.г.), бессменный руководитель и вдохновитель школьной и городской «Литературной гостиной». А среди молодых коллег есть, я уверена, будущие магистраты. И как заместитель директора школы по научно-методической работе я постараюсь содействовать их научному продвижению.
- Проделана большая кропотливая работа и в этом наверное есть заслуга Вашей семьи?
Без сомнения, мой научный и профессиональной рост был бы не возможен без поддержки моей семьи. В одной из песен есть такая фраза: «Меньше всего нас достается нашим самым любимым людям». Так и есть: мои старшие сыновья вырастали сначала под школьными партами, пока их мама заседала на педсоветах, методсоветах, играла в КВН, потом они занимались натуральным хозяйством (птицей, кроликами, козами), когда вся зарплата уходила на мамину учебу. И в один год (1999 г.) изменилось все. Я защитилась 16 июня, Андрей (старший сын) 19 июня закончил школу, стал студентом АТиСО, а в августе Алеша уехал в г.Алматы, стал учиться в спортивной школе для одаренных детей. Вся семья начала жить взрослой жизнью. А я вдруг поняла, что не нанянькалась, что смолкнувший детский смех приближает старость…
Вот уже два года как маленьким солнечным зайчиком освещает нашу жизнь наш третий сын – Илья. Он очень похож на папу и на старших братьев. И мы сейчас переживаем за среднего сына  - Алексея. Он уже стал трехкратным чемпионом Азии, чемпионом Республики Казахстан, мастером спорта международного класса по велоспорту на треке и шоссе, членом сборной олимпийской команды Казахстана по велоспорту.
Вот в газете «Пульс города» появилась его фотография и заметка о том, что он занял первое место в групповой гонке по очкам на треке и завоевал право участвовать в Олимпийских играх в Афинах.
У каждого свой путь, он будет трудным, но достойным!
- Вы сегодня занимаетесь преподавательской деятельностью, каким Вы видите будущих учителей начальных классов?
- Сегодня перед выбором своего пути многие выпускники школ. И когда я вхожу в аудиторию к студентам педагогического факультета, осваивающим специальность учителя начальных классов, ни на минуту не сомневаюсь в том, что их профессиональный путь будет трудным, но счастливым. По своему человеческому потенциалу девушки необычайно интересны, работоспособны, интеллигентны. И ведь это к ним молодые родители через год приведут своих малышей. Единственный профессиональный инструмент учителя начальных классов – это он сам: его глаза, мимика, речь, душа, интеллект, судьба… Верю, что мои студентки смогут сами себе сказать, пройдя через трудности: «Я есть!»
- Вы - настоящий учитель, неравнодушный коллега, неутомимый научный исследователь, опытный наставник студентов, замечательная мама, мы хотели бы узнать о Ваших интересах и увлечениях в свободное время.
- Понятно, что свободного времени очень мало. Люблю читать о женщинах, сумевших сделать себя вопреки всему. Вяжу, даже соткала своими руками ковер, пока не было дачи. Но большой заряд энергии для души дает общение с природой. У нас есть традиция: два раза в год (на Троицу и на День Учителя) с семьей друзей из Трёкино – Ермолаевых Александра Владимировича и Любовь Ивановны выезжаем на реку Урал в любую погоду. Обычно к нам присоединяются семьи учителей – родственников и друзей. И вот уже десять лет мы отчитываемся перед Уралом – батюшкой за сделанное, достигнутое, за успехи взрослеющих наших детей, благодарим за силы, которые он дарит, за радость общения друг с другом. Конечно, звучит гитара, песни у костра, шашлык, откровения.., стихи для близких. Например, как вот это:

О пользе дождя!

Ты знаешь, а ведь хорошо, что дождь,
Который уж день все пути заливает:
Все будут дома, и даже гость,
Лишним в дождливые дни не бывает.

И, расплескавшись от дел, душа,
Потянется к дому, теплу и уюту.
Захочется пить сладкий чай, не спеша,
И что наболело излить кому-то.

Под дождик так сладко стихи писать,
Вязать, рисовать, дождинки слушать.
О ближнем, о дальнем тихо мечтать,
И мысли внутри себя слушать и путать…

Когда утомит меня дней суета,
И через край потекут невзгоды.
Я закажу длинный дождь тогда,
Заявку пошлю в бюро погоды!

Вы заметили, во время нашего разговора за окном льёт дождь. Может быть потому и беседа ладится.
- И последний вопрос, о чем Вы мечтаете?
- Конечно, чтобы мама ещё долгие годы была рядом с нами, чтобы у нас с мужем хватило сил поднять на ноги нашего малыша и способствовать становлению старших сыновей, чтобы приходящие проблемы были «по плечу», чтобы не иссякла в душе способность любить свою работу, детей, коллег, студентов. Очень надеюсь на успешные гонки для Алеши на Олимпиаде в Афинах…
- Ну, а если бы мне в ладошку упала звезда и было слишком мало времени для загадывания желания, я загадала бы только одно: пусть в моей стране будет всегда мир!
- Людмила Геннадьевна, благодарим Вас за искренность, за откровенный разговор о профессии учителя, о смысле жизни человека и желаем Вам новых творческих успехов.
Надеемся на новую встречу с Вами, которая позволит познакомить наших читателей с методикой Вашей педагогической деятельности.

Р.Афлетонова,
спец. корр. газеты «Жайық ұстазы»

 

Пікірлер 

 
0 #1 НАДЕЖДА АРУТЮНЯН 2016-05-08 20:59 Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрывател ь,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!
Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Қорғау коды
Жаңарту