Course events

Intercourse events

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССА E-LEARNING В ШКОЛЕ

Л.М. Иксанова
Узункольская СОШ Теректинского района

 

«Прогресс нации полностью зависит
от прогресса в сфере образования»
Джон Кеннеди


Казахстан стоит на пороге Третьей индустриальной революции. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев», - пишет Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана «Единая цель, единые интересы, единое будущее». Представленный Президентом План вхождения в число 30-ти развитых стран мира ставит перед системой образования задачи повышения конкурентоспособности уровня образовательных школ, результатом которого должно стать «овладение  школьниками навыков критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». [1;2]
«Наша  молодежь  должна учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни» - такой ориентир определяет Президент страны перед системой образования в стратегии «Казахстан  - 2050». [2;2]
Для этого в образовании должны быть созданы соответствующие условия. Одним  из направлений инноваций в образовании является внедрение Е – learning в школах страны.
Целью моей работы является выявление проблем, возникающих при внедрении данной системы в простых школах, уточнить какие трудности несет в себе преподавание в системе Е-learning.
Е-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) - система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных и электронных технологий. 
Термин E-learning означает процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интернет с использованием системы управления обучением. 
E-learning является одной из прогрессивных на сегодняшний день форм обучения и активно внедряется в ведущих образовательных учреждениях мира при поддержке ЮНЕСКО. [3;4]
До 100% внедрения  E-learning, нам,  учителям, необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть готовым к глобальным изменениям в системе образования. Для этого нам надо перенимать опыт южнокорейских коллег. Ведь Южная Корея была признана  мировым лидером  в развитии электронного образования и благодаря огромным инвестициям реально осуществляет адаптацию всей системы образования  - начального, среднего, высшего, инклюзивного,  образования взрослых, управления образованием -  к информационной  эпохе. [4;4]
В Государственной Программе развития образования РК на 2011 – 2020 годы было обозначено введение электронного обучения, целью которого является внедрение автоматизации учебного процесса, установка цифровых образовательных  ресурсов и программ. [5;2] Это позволит педагогам работать по – новому, работать так как требует настоящее время. Для внедрения  Е – learning школы должны быть обеспечены широкополосным интернетом, локальными сетями, электронными журналами, дневниками, библиотекой, что позволит обеспечить доступ всех учеников и учителей к мировым образовательным ресурсам. Без этого интеграция в мировой образовательный процесс невозможна.
Механизмы внедрения системы электронного обучения: 
- создание нормативно-правовой базы организации системы электронного обучения;
- модернизация материально-технической базы, развитие технологической инфраструктуры;                                                                                                                                      - обеспечение интернетом с широкополосным доступом;                                                                                                                - кадровое обеспечение системы электронного обучения e-learning;                                                                         - создание контент содержания электронного обучения;
Материально-техническая база организаций образования  укрепляется самым новейшим оборудованием. 
Нормативно - правовая база системы электронного обучения разрабатывается на основе международных стандартов и технических регламентов эксплуатации системы электронного обучения. Был изучен мировой опыт по введению процесса электронного обучения, оценено то, как влияет на качество подготовки учащихся. 
На сегодняшний день, в основном,  разработаны все основные документы, составляющие правовую и техническую основу введения электронного обучения. Такие документы как  Положение «О системе электронного обучения в организациях образования», Стандарт разработки цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения и др.позволят нам работать с системой Е – learning. [6] 
По реализуемой в настоящее время программе МОН РК на серверах  школ должны будут размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по каждому предмету и по каждой теме. Это будут не только готовые ресурсы от Национального Центра Информатизации (НЦИ), но и самостоятельные разработки самих учителей, учащихся и студентов и, что очень важно – ресурсы от зарубежных педагогов. [6;1]
Предлагаемая  система устраняет рутинную работу учителей, облегчает подготовку к урокам. Все учителя, которые работают по электронным учебникам или цифровым образовательным ресурсам  оценили это.
Доступ к  Интернет – ресурсам в Казахстане достиг 98%, но, к сожалению, в отдаленных некоторых сельских школах скорость передачи низка и не соответствует требованиям. Обеспеченность компьютерами в Казахстане составляет 1 на 16 учеников, тогда как запланировано достигнуть результата 1 компьютер на 10 человек к 2015 году, а к 2020 году должна быть достигнута схема 1 ученик – 1 компьютер и 1 учитель – 1 компьютер. [7;2]
Реализация проекта «E-learning» предусмотрено в 2 этапа. На первом этапе 2011–2015 годы должно будет подключено к системе более 50% организаций образования. На втором этапе 2016–2020 годы более 90% организаций образования. [8;11]
Уже в начале 2000-х во всех школах страны были введены штатные единицы инженеров – техников, устанавливались Интернет, локальные сети, в школу поступали электронные учебники по многим предметам.
С внедрением системы «E-learning» меняется управление учебным процессом. Обеспечивается прозрачность работы всех звеньев образовательного процесса. Также обеспечивается системная методическая работа в школе, облегчается ведение мониторинга по любому направлению. Легко проводить контроль за деятельностью как учащихся, так и учителей.   Использование цифровых образовательных ресурсов повышает интерес школьников к процессу обучения, усвоение программы, тем самым повышается качество знаний. Электронный журнал позволяет видеть успеваемость каждого ученика его родителями.
Улучшается дисциплина, повышается мотивация учащихся. Учащиеся будут знать, что их результаты доводятся до сведения родителей, соответственно, исключается возможность пропусков занятия без уважительной причины, а также прогулы и беспричинные уходы с уроков.
Ученики могут сравнивать свои достижения с достижениями учащихся других школ. Широкое использование таких форм организации мероприятий как вебинары, интернет – конференции, форумы, чаты позволят нам тесно сотрудничать с передовыми организациями образования, перенимать их опыт работы, быть ориентированным на  прогрессивное.
Конечно, необходимо знать, что есть и трудности в преподавании Е – learning являются повышение требований к преподавателю, умения постоянно обновлять материал, быть мобильным, уметь методически грамотно подобрать технологии и методики электронного обучения. Главным вопросом становится повышенная мотивация обучаемого. [9;1]
В нашей Узункольской малокомплектной средней школе на 160 учащихся приходится 16 +1 компьютеров, т.е.  по 10 учеников на компьютер. Кроме того, предусмотрены компьютеры для учителей  химии, биологии, для языковедов работает программа «Байтерек». Также имеются компьютеры, на которых работают завуч, организатор, социальный педагог, психолог. В школе функционируют две интерактивные доски: в мультимедийном и кабинете биологии. Работает  ШПД Интернет, установленный в 2013 году. Почти всеми, за небольшим исключением (физвоспитание и т.п.), учителями – предметниками на уроках используются электронные учебники.
Из года в год в Узункольской СОШ увеличивается число учителей, освоивших компьютеры, владеющих информационными ресурсами. Например,  из 40 учителей 36, или 90%, свободно работают на компьютере, 27 учителей имеют дома личные компьютеры. Также компьютеры есть и у многих учащихся.
Владение компьютерной грамотностью учителями Узункольской школы в сравнении по годам:

 

Трудность на данный момент заключается в том, что в селе нет доступа в Интернет. Желающие приобретают Beeline или K-cell модемы, но так как  не установлена приемная станция, работать с таким Интернетом невозможно. Данный вопрос неоднократно ставился перед акиматом, но результат на сегодняшний день пока отрицательный. Остается надеяться, что жители все же получат доступ к сети Интернет в ближайшее время. А так, учителям приходится довольствоваться школьным Интернетом в рабочее время.
Динамика роста проведений уроков с использованием интерактивной доски учителями:

 

Динамика роста числа учителей, имеющих личные компьютеры:

 

Говоря о внедрении E-learning, нельзя обойти вниманием и проблемы, возникающие в процессе работы. Материально – техническая база сельских школ отстает от уровня городских. Хотя есть компьютеры в ряде кабинетов нашей школы, еще  пока не обеспечены рабочими компьютерами учителя – предметники математики, физики, истории (в этих кабинетах пока нет компьютеров).  Уроки  с использованием интерактивной доски учителям приходится планировать согласно графику, так  как на 40 учителей, или на 9 предметных кабинетов в школе имеется всего 2 интерактивые доски.
Ознакомившись с отчетами учителей и учащихся пилотных школ, порадовалась за своих коллег. Во - первых, там улучшилось качество знаний учащихся, а самим учителям и учащимся стало интереснее учить и получать знания в системе E-learning. Я как учитель истории знаю, что изученный материал дети быстро забывают, если к нему неоднократно не возвращаться. А вот по итогам опроса учителей пилотных школ выяснилось, что учащиеся стали  лучше понимать значение исторических событий, стали лучше запоминать исторические даты.
При  использовании электронного обучения на уроке не будет проблем с наглядностями, так как это все можно подготовить, взяв материал из Интернета. В процессе проектного обучения учащиеся сами могут готовить информацию, что позволяет активизировать мотивационную строну обучения.  На уроках истории учителям можно эффективно формировать знания о фактах прошлого, развивать умение работать с историческими картами, сопоставлять  и представлять историческое время и условия, воспитывать научное мировоззрение учащихся, развивать необходимые в будущем жизненно важные компетенции учащихся.
На протяжении нескольких лет готовлю выпускников школы к ЕНТ. Процесс подготовки к тестированию не обходится без использования  Интернет – ресурсов, электронных учебников, он-лайн тестирования учащихся. Постоянно пользуемся сайтами президентских школ, МОН РК, УМНИК.kz, testent и т.д. Выходим на разные другие сайты в поисках необходимой информации.
Также стало традицией участвовать в дистанционных предметных олимпиадах. Например, все три учителя истории нашей школы Иксанова Л.М., Мукашева Н.К., Тулеуов М.Т.приняв участие во ІІ Республиканской дистанционной предметной олимпиаде учителей истории в текущем году, сумели показать свои отличные знания предмета и были награждены  Дипломами І (Иксанова Л.М. и Тулеуов М.Т.) и ІІ степеней (Мукашева Н.К.). Также в такой дистанционной олимпиаде по истории Казахстана приняли участие и наши ученики. Результаты некоторых из них были отмечены как «Лучший результат области» и «Отличный результат» (Кузнецов Р, Уразбекова А., Кажмуканова Д и др.)
Большую роль Инт ернет – ресурсы играют и в деле распространения  передового педагогического опыта и повышения квалификации учителей. Например, есть большое количество сайтов, которые  принимают научные разработки и статьи для публикаций. И в нашей школе есть такие учителя, чьи работы были опубликованы посредством Интернета.
Система E-learning будет введена в ближайшие годы. Для успешного внедрения необходимо обеспечение всех 100% казахстанских школ соответствующими программы для беспроблемной работы всех звеньев обучения. Также нужно, чтобы  все педагоги  имели элементарные навыки работы с компьютерами, Интернетом, электронной почтой. Проявляли творческие и педагогические способности в работе с  детьми. Бесперебойную работу электронной техники должны обеспечивать квалифицированные инженеры - техники школ, система связи страны.
С. Стародубченко в статье «Вызовы и угрозы современной системы образования E-learning» определяет круг проблем, связанных с внедрением данной системы.  E-learning представляет собой огромный административный и интеллектуальный вызов, требует внедрения в самосознание учителей понимания назревших проблем. Следующая задача состоит в формировании у самих учителей навыков и умений работы с электронными ренсурсами. А главной задачей автор называет создание конкурентоспособного электронного контента, что возможно только при условии обеспечения активной совместной деятельности ученых, учителей и программистов. [10;1]
Ключевыми ориентирами современной системы образования Президент страны называет знания и профессиональные навыки. «Чтобы стать высокообразованной нацией в современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании». [1;2]
Использованная литература:

  1. Ежегодное Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Единая цель, единые интересы, единое будущее», 2014г.
  2. Н.А. Назарбаев Послание президента РК «Казахстан - 2050», декабрь 2012г.
  3. Тен А.С. «Внедрение электронного обучения в систему образования - один из шагов по модернизации образования в Республике Казахстан» https:\\e.edu.kz
  4. В.Е. Лукашев «Проблемы электронного образования» Вестник Международной академии наук, 2010г.
  5. «Государственная Программа развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», Казахстанская Правда, 2011г.
  6. Нургалиева Г.К. «Модель по внедрению системы электронного обучения» АО НЦИ
  7. Р. Бектурганова «Готовность педагога современной школы к использованию ИКТ» журнал «Вопросы педагогики», №4,2011г.
  8. Б.Жумагулов «Модернизация системы образования – главный вектор качественного роста человеческого капитала», журнал «Қазақстан мектебі», №9, 2012г.
  9. А. Андреев «Проблемы внедрения технологий в образовательный процесс». Эл. журнал «Вестник Московского государственного университета», М,2011
  10. С. Стародубченко  «Вызовы и угрозы современной системы образования E-learning» г.Калининград, 2013г.
 

Comments 

 
0 #1 Динара Жумагалиева 2014-02-25 06:51 В Вашей статье обозначены "живые" проблемы внедрения электронного обучения в школе, приведены конкретные примеры. Хотелось бы заключении статьи увидеть Ваши предложения и размышления по теме.
Спасибо!
Quote
 

Add comment

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.