Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Сакенова Нургул Жарылгаповна

Учитель английского языка ГККП ясли-сада №18 «Балдырған»

Западно – Казахстанской области города Уральска

Победитель городского конкурса учителей английского языка «Дарынды бөбекке-талантты ұстаз» 2018 года

Стремительные цивилизационные изменения, происходящие в мире со второй половины ХХ века, связаны с формированием постиндустриального общества. Современному обществу требуется новый тип личности – эффективный, целеустремлённый, ответственный, успешный, деятельный.

Современное образование, базирующееся на Законе «Об образовании» Республики Казахстан «Развитие образования в Казахстане», требует также социальной и творческой активности педагогов. Оно должно быть основано на личностно ориентированной парадигме, соответствующей перспективным общественным тенденциям. В своём Послании Президент Республики Казахстана Н.А. Назарбаев говорит: «Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде».

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность преподавателя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

 

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Должна быть создана система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе. В настоящее время идет становление новой системы образования. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

Сегодня существует много профессиональных конкурсов для молодых педагогов. Известные всем «Үздік ұстаз» и т.д.

Но, возникает вопрос: насколько нужны молодым педагогам конкурсы?
Опираясь на свой собственный опыт, считаю, что профессиональные конкурсы нужны. Это не только профессиональный рост учителя, это и интеллектуальный рост наших учеников. В моем понимании, конкурс – это один из способов стимулирования людей. Любой конкурс - это поиск нового, интересного, а наша профессия тем и хороша, что мы в постоянном поиске. Думается, что в первую очередь конкурс меняет отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" (или более худший вариант "и так сойдёт") на позитивное "мне и это по плечу". Просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли... Какой-то внутренний огонь двигает мыслительным процессом в такие моменты и творческая муза постоянно рядом...

Проанализировав актуальное состояние проблемы, прихожу к выводу, что Конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности молодого учителя.

 

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

  • развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
  • развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
  • создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
  • внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
  • замена административных методов оценки членов коллектива;
  • повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и дошкольной организации в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

  • проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
  • стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу.

Для того чтобы конкурс стал средством повышения квалификации педагогов, необходимо создать условия:

управленческие условия:

  • создание условий, способствующих осознанию учителем ценности собственного педагогического опыта;
  • осуществление научно – методического сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурса и в постконкурсный период.

индивидуально – психологические условия:

  • актуализация исследовательской позиции конкурсанта;
  • психологическая поддержка участника в период подготовки, проведения конкурса и в постконкурсный период.

социально – педагогические условия:

  • изначальная ориентация конкурсанта на продуктивность собственной деятельности в условиях конкурса;
  • побуждение конкурсанта к рефлексивно – оценочному анализу себя и своих профессиональных действий;

Таким образом, конкурсы нужны учителям, потому что подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс, является творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу, педагог анализирует свою деятельность как учитель - предметник, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство, а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт. Одним из главных пунктов участия в конкурсе –это подготовка портфолио, в котором отражаются все твои достижения. Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Обучать и воспитывать можно по-разному: прочитать лекцию и провести круглый стол, обсудить заранее подготовленные рефераты, превратить урок в небольшую игру-исследование – хороши все варианты, лишь бы занятие никого не оставило равнодушным. Но для этого, любое событие нужно представить так, чтобы оно не просто запомнилось, но и заняло своё чётко обусловленное место в исторической головоломке. А представить его может компетентный учитель – профессионал. Современный учитель – это учитель, который умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. В том числе и участие в конкурсах профессионального мастерства. Помимо собственного участия в конкурсах профессионального мастерства, я привлекаю своих воспитанников к участию в международных, республиканских, областных и городских конкурсах, где они неоднократно становились победителями. Это тоже, я считаю эффективная форма повышения профессиональной компетентности молодого педагога. Успехи детей-это показатель высокого  уровня компетентности педагога.

Участие в конкурсах – это профессиональный рост, преодоление себя, комплексов, страхов, если хотите, насыщение новыми знаниями и идеями, обмен опытом работы и, конечно, ступенька к самосовершенствованию.

 

Использованная литература:

1.  Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана.

5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g

2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

3. Монахов, В. М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школ. технологии.— 2000.— № 3

4.  Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Мн: Бел. гос. ун–т, 1999.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1994.

6.  Сластенин, В. А. Формирование творческой личности будущего учителя // Сов. педагогика. — 1975. — № 1

 

Пікірлер 

 
0 #18 Мария Мырзахановна 2019-04-10 16:44 әрбір ұстаздың өсіп шыңдалуына ұйымдастырылаты н сайыс, байқау, семинарлардың әсері өте көп. Сол себепті мен де жалынды жастарды мұндай шараға талмай қатысуға шақырамын. Дәйексөз жазу
 
 
0 #17 Шепелева Елена 2019-04-05 00:50 Очень понравилась статья!Автор анализирует и доказывает то,что профессиональны е конкурсы
повышают компетентность педагога.
Дәйексөз жазу
 
 
0 #16 Екатерина Данина 2019-03-28 11:07 Согласна полностью! Конкурс является творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу, педагог анализирует свою деятельность, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессионально е мастерство, а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт. Дәйексөз жазу
 
 
0 #15 Н.Г.Пугачева 2019-03-26 14:49 Современная система образования переживает период переосмысления. Общих целевых установок подготовки педагогических кадров, молодых специалистов. Автор в своем докладе раскрывает период современной подготовки. Дәйексөз жазу
 
 
0 #14 Тапауова.А.А. 2019-03-26 14:44 Во время подготовки к конкурсу, педагог анализирует свою деятельность как учитель - предметник, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, тем самым совершенствует своё профессионально е мастерство, а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт. Дәйексөз жазу
 
 
0 #13 Баймурзиева Алия 2019-03-26 09:52 Любой конкурс - это поиск нового, интересного, а наша профессия тем и хороша, что мы в постоянном поиске-прекрасная мысль. спасибо за хорошую статью и глубокие мысли Дәйексөз жазу
 
 
0 #12 А.Б.Анкапова 2019-03-20 15:47 Ағылшын тілін дамыту, білім білік дағдыларын қалыптастыру, сөйлеуге деген қызығушылығын, белсенділігін арттыру мақсатында түрлі сайыстар өткізген өте тиімді. Нургул Жарылгаповна сізге жұмысыңызда сәттілік тілеймін. Дәйексөз жазу
 
 
0 #11 А.Б.Анкапова 2019-03-20 15:46 Ағылшын тілін дамыту, білім білік дағдыларын қалыптастыру, сөйлеуге деген қызығушылығын, белсенділігін арттыру мақсатында түрлі сайыстар өткізген өте тиімді. Нургул Жарылгаповна сізге жұмысыңызда сәттілік тілеймін. Дәйексөз жазу
 
 
0 #10 А.Н.Салыхова 2019-03-20 15:37 Нургул Жарылгаповна ұсынған материал өте мазмұнды. Мектеп жасына дейінгі балаларға ағылшын тілінде қарым-қаттынас жасауды базалық деңгейде игерту қазіргі заманның талабы. Сондықтанда ағылшын тілінің мұғалімі ой-өрісі кең әдеби сөздік құрамы мол болуы қажет.Сайыстар арқылы монолог, және диолог түрінде сөйлеу, іскерлігі, біліктілігі, қарым қатынас деңгейі шындалады. Дәйексөз жазу
 
 
0 #9 К.Н.Менешева 2019-03-20 15:30 Нургул Жарылгаповна ұсынған материал өте мазмұнды. Ағылшын тілін үйрету барысында мектеп жасына дейінгі балаларға әртүрлі әдіс-тәсілдерді қолдану арқылы өз жұмысын ұйымдастыра біледі. Шығармашыл, таланатты, ізденімпаз, өз ісінің шебері, жан-жақты дамыған тұлға. Сізге шығармашылық табыс тілеймін. Дәйексөз жазу
 
 
0 #8 К.Н.Менешева 2019-03-20 15:30 Нургул Жарылгаповна ұсынған материал өте мазмұнды. Ағылшын тілін үйрету барысында мектеп жасына дейінгі балаларға әртүрлі әдіс-тәсілдерді қолдану арқылы өз жұмысын ұйымдастыра біледі. Шығармашыл, таланатты, ізденімпаз, өз ісінің шебері, жан-жақты дамыған тұлға. Сізге шығармашылық табыс тілеймін. Дәйексөз жазу
 
 
0 #7 Ольга Горбунова 2019-03-20 12:58 Конкурсы являются эффективным средством повышения профессионально го мастерства педагогов. Для молодых педагогов они открывают много возможностей, чтобы проявить себя и показать уровень профессиональны х знаний. Дәйексөз жазу
 
 
0 #6 Зауре Ахметбекова 2019-03-19 15:04 Тема статьи очень актуальна, показана роль конкурса в повышении профессионально й компетентности педагога Дәйексөз жазу
 
 
0 #5 elvira 2019-03-19 08:23 есть чему поучиться, очень полезный материал Дәйексөз жазу
 
 
0 #4 Байкатова Кумыс 2019-03-18 12:07 Нургул Жарылгаповна, спасибо за статью! Проведен хороший анализ условий, которые необходимо создавать педагогам для участия в профессиональны х конкурсах, рассматриваются как положительные аспекты, так и некоторые издержки. Понравился оптимистичный вывод о необходимости участия в конкурсах! Дәйексөз жазу
 
 
+1 #3 Дузельбаева Кымбат 2019-03-17 23:51 Тема статьи отличается уникальностью. В статье раскрыта совокупность профессиональны х и личностных качеств успешной педагогической деятельности. Дәйексөз жазу
 
 
0 #2 Балауса Есеньязова 2019-03-17 22:17 Хорошо раскрыта очень актуальная тема! В статье показали важность профессиональны х конкурсов, которые являются активным средством повышения профессионально й компетентности молодого педагога! Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Ризабек Назмутдинов 2019-03-11 19:56 Материал очень интересный и актуальный. Широкий охват и серьезный научный подход к раскрытию проблемы. Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.