Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жумагалиева Динара Шынболатовна

заведующий кафедрой, магистр педагогики, Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ЗКО» Западно-Казахстанская область, г. Уральск

В сфере образования Республики Казахстан ведется системная работа по  повышению требований к качеству подготовки специалистов в учебных заведениях. Так, например, в 2018 году увеличено количество грантов, что обуславливает усиление ответственности к качеству его освоения. Как отметил Президент нашей страны «На рынке должны остаться только те из них (вузы), которые обеспечивают высокое качество образования. Важно развивать партнерство с ведущими университетами мира, привлекая на работу, по опыту Назарбаев Университета, лучших зарубежных топ-менеджеров» [1].

Дипломированный специалист педагогических сузов и вузов нуждается в профессиональной поддержке со стороны педагогов-коллег для устранения разрыва между теоретическими компетенциями молодых педагогов и практикой преподавания. Для повышения своей квалификации педагогам предоставляется возможность прохождения курсов повышения квалификации (далее Курсы). В данной статье подготовлена информация для молодых педагогов о правилах организации и проведения Курсов, проводимых в рамках обновления содержания среднего образования.

Повышение квалификации педагогических кадров – форма профессионального обучения, позволяющая приобретать новые, а также поддерживать, расширять, углублять и совершенствовать ранее приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции для повышения качества преподавания и обучения. Согласно правилам организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров «Педагогические кадры, претендующие на обучение на Курсах, имеют высшее образование и наличие педагогического стажа работы в организациях образования не менее 1 года или техническое и профессиональное образование, наличие стажа работы в организации образования не менее 2 лет или производственный стаж по профилю специальности не менее 3 лет [2].

По обновлению содержания среднего образования курсы организуются с отрывом от трудовой деятельности и проводятся следующими организациями образования (далее – Организация): Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу», Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Педагогический работник, претендующий на обучение на Курсах, представляет на рассмотрение педагогического совета школы следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

2) анкету слушателя курсов повышения квалификации педагогических кадров по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

3) копию документа, удостоверяющего личность;

4) справку с места работы с указанием должности и стажа работы;

5) копии сертификатов (при наличии).

Педагогический совет организации образования ежегодно:

1) рассматривает документы педагогических кадров, претендующих на обучение на Курсах, до 20 сентября;

2) представляет на согласование до 1 октября в отделы образования заявку в произвольной форме о направлении педагогических кадров на Курсы. Отдел образования рассматривает представленные заявки и направляет согласованный список слушателей на утверждение в Управление образования ежегодно до 30 ноября.

Управление образования ежегодно до 20 декабря направляет список слушателей в Организацию. Списки педагогических кадров, претендующих на обучение на Курсах, формируются ежегодно до 25 декабря.

Зачисление слушателей на Курсы оформляется приказом руководителя Организации на основании списка слушателей. Управлениями образования ежегодно (2 раза в год - январь, июнь) направляются в Единую базу данных слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан сведения по формам административной отчетности информационной системы «Национальная образовательная база данных» согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан № 570 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении форм административных данных в рамках образовательного мониторинга» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8369). Единая база данных действует на официальном интернет-портале АО «НЦПК «Өрлеу».

Проведение Курсов по уровням образования имеет свою специфику и особенности по тематике, формам, содержанию и продолжительности профессионального обучения. Курсы по обновленному содержанию среднего образования проводятся сертифицированными тренерами, подготовленными с участием казахстанских и зарубежных экспертов.

Продолжительность курсов составляет от 40 до 160 академических часов в зависимости от тематики курса и составляет от 1 до 4 недель: для учителей музыки, художественного труда, физической культуры – 1-недельные, для учителей-предметников естественно-математических и обществоведческих дисциплин – 2-недельные, для учителей начальных классов – 3-недельные, для учителей языковых предметов – 4-недельные курсы. Академический час Курса составляет 45 минут.

Рассмотрим сущность «обновления содержания среднего образования», которая заключена в содержании обновленных учебных программ по учебным предметам. Итак, программы отличаются тем, что:

– они  разработаны на основе принципа спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений и усложнение навыков по темам и по классам;

– обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения;

– предусматривают реализацию трехъязычного образования;

– сформулированные ожидаемые результаты по предметам представлены в виде системы целей обучения;

– направлены  на формирование предметных знаний, умений и навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение проектных и исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений;

– включают сквозные темы;

– направлены на развитие личностных качеств в единстве с навыками широкого спектра на основе базовых ценностей: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни» [3];

– оценивание результатов изучения предмета «осуществляется с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации в определенном периоде обучения, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и годовых оценок по предмету [3-4].

Важной характеристикой обновленных учебных программ является их гибкость и универсальность. Учителям дается возможность самостоятельно определять количество часов и последовательность изучения  подразделов, тем или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти. На Курсах слушатели совершенствуют педагогическое мастерство в контексте обновления образовательной программы и внедрения системы критериального оценивания; осваивают педагогические подходы и учебные материалы в соответствии с обновленной образовательной программой. Уровень освоения программы учителя также демонстрируют через процедуру итогового оценивания в форме презентации разработанного краткосрочного плана урока. Итоговая оценка – процесс, с помощью которого устанавливается соответствие претендента требованиям схемы присвоение квалификации, в результате которого принимается решение о сертификации [2].

Согласно Правилам организации и проведения оценивания по образовательным программам курсов повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования процедура проводится в форме внешнего оценивания ответственным лицом ЦПИ АОО «НИШ». Ответственное лицо осуществляет свод проформ оценивания коллег и тренера;  просматривает видеозаписи презентаций и планов урока слушателей Курсов; изучает Формы наблюдения оценивания презентаций; принимает решение «зачет» («незачет») на основе пересмотра материалов оценивания. Решение «зачёт» принимается в случае подтверждения оценок тренера и Слушателей «2» и «3». Решение «незачёт» принимается в случае обнаружения отсутствия доказательств по одному и более критериям оценивания презентации, плагиата, отсутствия плана урока. Учитывая объем контента курса и важность итогового оценивания, мы наблюдаем высокую ответственность учителей в подготовке к реализации обновленного содержания образования [5].

После успешного прохождения слушателями итоговой оценки, Организацией выдается сертификат (по установленной форме и/или собственного образца) по теме курсов повышения квалификации.   Сертификат – документ установленного образца, подтверждающий уровень соответствия квалификации специалиста квалификационным требованиям, а также стандартам для конкретной области и уровня профессиональной деятельности. Сертификат подписывается руководителем Организации и действует в течение 5 лет со дня выдачи.

Организациями осуществляется  посткурсовая поддержка сертифицированных педагогических кадров. Посткурсовая поддержка сертифицированных педагогических кадров – система ресурсов, форм и методов, обеспечивающая условия для оптимального профессионального развития и преобразования школьной практики сертифицированных педагогических кадров, содействующая успешности обучения учеников казахстанских школ.

В посткурсовой период учителя приступают к реализации программы на практике, обращаясь с вопросами организационно-методического характера к тренерам курсов ПК. Как показывает практика, молодые учителя испытывают трудности в следующих аспектах: составление календарно-тематического планирования; затраты времени на разработку краткосрочного плана; необеспеченность обновленными версиями учебных программ, среднесрочных планов и других учебно-методических пособий; расчет времени на проведение суммативных работ по предметам как за раздел, так и за четверть, особенно по языковым предметам; условия для проведения модерации и  другие. Учителя имеют возможность обратиться за помощью к тренерам посредством сетевых сообществ и получить посткурсовую поддержку. Так, например, для получения оперативной онлайн-консультации между тренерами курсов и слушателями используется мессенджер WhatsApp. Также для распространения материалов тренеры создают корпоративную почту. Филиалами Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» ведется публикация методической информации на официальных  веб-сайтах: сайты филиалов, социальные сети Facebook («Фейсбук»), Instagram (Инстаграм) [6-7].

С 2015 года на базе филиала АО «НЦПК «Орлеу» «ИПК ПР ЗКО» реализуется проект «План урока» [8]. Проект актуален для учителей, работающих по программам обновленного содержания образования, потому что они осуществляют новое планирование урока. В  они руководствуются долгосрочным планом для разработки среднесрочного и краткосрочного планов. На данный момент, на момент внедрения обновленного содержания образования, у учителей мало опыта в разработке краткосрочных планов. Краткосрочный план – план-конспект урока, имеющий определенную структуру, отвечающий следующим основным требованиям: цели урока согласованы с программными целями обучения,  цели сформулированы в формате SMART с учётом потребностей обучающихся; методы способствуют достижению целей обучения и направлены на вовлечение обучающихся в процесс обучения; задания дифференцируются с учётом потребностей обучающихся; оценивание соответствуют целям обучения, формативное оценивание поддерживает обучение, используются критерии оценивания.

Другой формой решения профессиональных проблем, обмена опытом, продуктивного сотрудничества является подготовка тренерами-преподавателями учебно-методических материалов по актуальным темам в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Так, например, тренеры по обновленным программам разработали методические рекомендации «Педагогические подходы и учебные материалы по обновленной образовательной программе начальных классов» и методическое пособие «Активные методы обучения как средство развития речевых навыков учащихся в условиях обновления содержания образования». В методических рекомендациях представлены указания по реализации педагогических подходов и использованию учебных материалов в условиях обновленной образовательной программы. Методические рекомендации рекомендованы учителям начальных классов, методистам и слушателям курсов повышения квалификации. В методическом пособии активные методы обучения, рассматриваются, как средство различия речевых навыков учащихся и представлен материал из опыта работы тренеров, основанный на идеях конструктивистской теории обучения. Данное методическое пособие предназначено для сертифицированных педагогов уровневых курсов, педагогов, прошедших обучение по обновлению содержания среднего образования, преподавателей ВУЗов и колледжей, слушателей институтов повышения квалификации.

Организациями совместно с Управлениями образования проводится также посткурсовой мониторинг. Посткурсовой мониторинг – специально организованная, научно обоснованная, непрерывная, целевая система диагностики, прогностического отслеживания, оценивания и управления качеством образовательного процесса и посткурсовой деятельности сертифицированных педагогических кадров с целью сопоставления фактического состояния школьной практики с ожидаемыми результатами. Министерством координируется посткурсовой мониторинг Курсов и проводится оценка эффективности Курсов. Целенаправленная работа тренеров курса повышения квалификации по реализации идей программ обновленного содержания образования направлена на переосмысление профессиональной деятельности педагога: обеспечение понимания и формирования умений учителей использовать педагогические подходы и учебные материалы в соответствии с обновленной образовательной программой, учет международных тенденций и отечественного опыта в образовании, интеграция теории и методики обучения по обновленной образовательной программе.

Таким образом, педагогические подходы, используемые на курсах повышения квалификации учителей в рамках обновления содержания среднего образования, будут способствовать созданию среды, стимулирующей и обеспечивающей активность участников образовательного процесса, реализацию ими педагогических возможностей, практическую ориентацию, формирование профессиональных компетентностей; использованию технологий продуктивной, поисковой и творческой деятельности.

Использованная литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» / http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g

2.  Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров // Приложение к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 января 2017 года № 18 // О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 95 «Об утверждении правил организации и проведения курсов повышения квалификации педагогических кадров» http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700014824

3. Программа повышения квалификации учителей. – Второе издание. – Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015

4. Об  особенностях  организации  образовательного  процесса  в общеобразовательных  школах  Республики  Казахстан  в  2018-2019   учебном году: Инструктивно-методическое письмо.  –   Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018 .  –  388  с.

5. Правила организации и проведения оценивания по образовательным программам курсов повышения квалификации педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования, утвержденные решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 19.04.2017 г.

6. https://www.facebook.com/zkoipk/?epa=SEARCH_BOX

7. https://www.instagram.com/oralorleu/?hl=ru

8. http://www.zkoipk.kz/ru/sabak-zhospary.html

 

Пікірлер 

 
0 #12 Шепелева Елена 2019-04-05 00:17 Динара Шынболатовна,сп асибо за статью!Дана полная информация об организации и проведении курсов повышения квалификации педагогов.
Лично мне очень понравилось обучение на курсах в рамках обновления содержания образования!
Дәйексөз жазу
 
 
0 #11 Гулмира Тулепова 2019-03-27 22:51 Динара Шынболатовна өте жақсы жазылған баяндама, құнды пікір. Тамаша ойлар. Өте керемет. Көп мәліметтер алдым. Рахмет. Дәйексөз жазу
 
 
0 #10 Нурзия Баспаева 2019-03-27 13:12 Проект "План урока" актуален и интересен для учителей, работающих по программам обновленного содержания образования, потому что они осуществляют новое планирование урока. Они руководствуются долгосрочным планом для разработки среднесрочного и краткосрочного планов.Мне очень понравилось обучение на курсах.Спасибо вам Динара! Дәйексөз жазу
 
 
0 #9 Карылгаш 2019-03-27 11:54 Баяндама терең мағыналы, педагогтарға өз білімдерін жетілдіруде ықпалы мол, талпыныс береді.Шығармашылық табыст тілеймін Дәйексөз жазу
 
 
0 #8 Карылгаш 2019-03-27 11:54 Баяндама терең мағыналы, педагогтарға өз білімдерін жетілдіруде ықпалы мол, талпыныс береді.Шығармашылық табыст тілеймін Дәйексөз жазу
 
 
0 #7 Райхан Тулеуова 2019-03-26 23:51 Динара Шынболатовна, Сіз өз баяндамаңызда білім жетілдірудің педагог үшін пайдасын көрсете білідңіз. Сіз керемет тренерсіз. Сізге шығармашылық табыс тілеймін! Дәйексөз жазу
 
 
0 #6 Тапауова.А.А. 2019-03-26 13:56 В данной статье дана полная информация для молодых педагогов о правилах организации и проведения курсов, проводимых в рамках обновления содержания среднего образования.Рассмотрена сущность «обновления содержания среднего образования», которая заключена в содержании обновленных учебных программ по учебным предметам. Дәйексөз жазу
 
 
0 #5 Карасаева Алия 2019-03-24 14:15 Работа с молодыми специалистами требует наставнической помощи. Из опыта работы коллеги Жумагалиевой Динары я нашла отражение и своей работы. Поэтапная совместная работа даёт возможность молодому педагогу искать, находить и работать. Дәйексөз жазу
 
 
0 #4 Ольга Горбунова 2019-03-20 13:09 Доклад раскрывает важную часть системы повышения квалификации педагогов-организацию курсовой подготовки учителей в рамках обновления содержания среднего образования. Каждый педагог должен стремиться к созданию развивающей среды, которая обеспечит активность учеников и родителей в образовательном процессе. Дәйексөз жазу
 
 
0 #3 Бижанова Гулбакит 2019-03-18 23:04 Динара Шынболатовна, мақалаңыздың мазмұнында қазіргі жастарға құнды,өзекті мәселелер жөнінде жазғансыз.Сіз өте тамаша ұстазсыз!Сізге тек жұмысыңызға шығармашылық,сә ттілік тілеймін! Дәйексөз жазу
 
 
0 #2 Ризабек Назмутдинов 2019-03-15 11:36 Рассматриваются различные педагогические подходы, используемые на курсах. Ценность данной работы в использовании большого массива собственных наработок и теоретических положений. Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Ризабек Назмутдинов 2019-03-15 11:35 Рассматриваются различные педагогические подходы, используемые на курсах. Ценность данной работы в использовании большого массива собственных наработок и теоретических положений. Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.