Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
РЕШЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Пугачева Наталья Григоревьна

Воспитатель с высшей категории ГККП ясли-сад №18 «Балдырған», Западно-Казахстанская область, г. Уральск

Модернизация системы образования в Республике Казахстан предъявляет особые требования к деятельности общеобразовательных учреждений по повышению качества подготовки учащихся на всех этапах обучения. Решение этой актуальной задачи, в свою очередь, связано с уровнем теоретической и практической готовности педагогических кадров. Исходя из этого, стратегической целью подготовки и переподготовки педагогических кадров в Республике Казахстан является формирование профессионально компетентного педагога новой формации, способного подойти к решению проблем становления и развития личности ребенка.

Повышенные требования предъявляются к личности и профессиональной подготовке,от которого во многом зависит уровень образования общества в целом. Об особом внимании госу­дарства к проблемам профессиональной подготовки педагогических кадров свидетельствует тот факт, что в своем Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев в качестве одного из при­оритетных направлений развития страны назвал «развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана», подчеркнул, что «реформа образования — это один из важнейших инструментов, по­зволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана».

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

Современность диктует новые требования к профессиональной подготовке воспитателя дошкольных учреждений. В существующих условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социальнокультурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п.

В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.

К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.

К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.

 

На современном этапе необходимость  усовершенствования структуры и содержания профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров обусловлена потребностями системы дошкольного образования, возрастающей сложностью профессиональных функций молодого воспитателя, которые определены новыми условиями социально-экономического и духовного развития общества. Таким образом, изучение готовности молодого воспитателя к практической деятельности, определяемая уровнем сформированности практических  навыков, выявление и создание педагогических условий их совершенствования становится актуальной проблемой, стоящей перед методической службой

Изучение состояния проблемы готовности молодого специалиста к практической деятельности свидетельствует о том, что чаще всего рассматривают вопрос формирования практических навыков будущего педагога. Совершенствование практических навыков педагога происходит на протяжении всей практической деятельности. Однако, как показывает практика, совершенствованию практических навыков молодого воспитателя в условиях детских дошкольных учреждений уделяется недостаточное внимание.

Педагогические основы данной проблемы рассмотрены в трудах И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского.Не остались без внимания психологические аспекты формирования практических навыков с учетом психологических особенностей практической деятельности молодого учителя, которые освещены в научных трудах Л.С.Выготского, Л.М.Митиной, С.Л. Рубинштейна и др.

Актуальность проблемы совершенствования практических навыков в настоящее время возрастает в связи с тем, что действующая система методической работы дошкольных учреждений в новых социально-экономических условиях нуждается в совершенствовании. Руководители методической службы дошкольных учреждений не проводят достаточной работы с данной категорией  зачастую их работа носит бессистемный характер. Это объясняется отсутствием соответствующей комплексной диагностики для определения уровня сформированности практических навыков молодого педагога, отсутствием педагогических условий их успешного совершенствования. Многие молодые воспитатели так и не совершенствуют свои практические навыки,  что порой приводит их к разочарованию и уходу из дошкольного учреждения.

В основе трудностей, возникающих у молодого педагога в практической деятельности, лежат различия между учебной подготовкой и этапом практической деятельности. Обучение в учебном заведении имеет своей целью освоение будущим воспитателем педагогических закономерностей и общих принципов обучения и воспитания. Между тем педагогические ситуации, с которыми молодой специалист сталкивается с первых дней практической деятельности, носят комплексный характер.  Для их решения необходима не только совокупность психолого-педагогических знаний, но и высокий уровень сформированности практических навыков, позволяющих им успешно осуществлять свою деятельность.

Анализ практической деятельности позволил сделать вывод о том, что молодой педагог в том случае успешно осуществляет ее, если готов к ней.Говоря о молодом специалисте, имеется в виду та категориявоспитателей, которые имеют стаж практической деятельности до 5 лет. Это человек, который находится в стадии профессионального совершенствования, стремится к достижению вершин профессионализма. К личности молодого педагога предъявляются требования профессионального характера: высокий уровень сформированности профессиональных знаний, практических навыков, личностных качеств и мотивационно-личностная направленность на практическую деятельность. Профессиональные требования субъекта выражают его готовность к выполнению практической деятельности.

Ключевыми качествами современной личности становятся творчество, умение отстаивать свои позиции и принимать нестандартные решения, уметь быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни.К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов педагогов, в том числе - творческого.  Только тогда у молодых педагогов  повышается познавательный интерес к работе, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, интерес к выполнению заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, где каждый этап может быть подвергнут анализу и оценке, разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду, что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.

Решение проблемы становления творческой личности молодого педагога  во многом зависит от педагогического коллектива, педагога наставника и от того, насколько организован образовательный процесс, способствующий формированию и совершенствованию творческого потенциала молодого специалиста. Для реализации на практике технологии творческой деятельности, я выделяю следующие основные задачи:

– поддержка и развитие интереса к знаниям;

– формирование навыков исследовательской работы;

– выполнение практических упражнений с элементами творческой деятельности и поиском нестандартных решений;

– организация работы с современными источниками информации.

Если в условиях дошкольной организации будут созданы необходимые условия целенаправленной и систематической работы с молодым педагогом по совершенствованию его практических навыков, включающей предварительную диагностику его состояния, то это будет способствовать росту педагогического мастерства молодого воспитателя, так как снижается напряженность адаптационного процесса, повышается мотивация к самосовершенствованию, осуществляется контроль за ростом профессионального уровня молодого педагога. Необходимо:

1)    определить сущность понятия «готовность молодого педагога к практической деятельности»;

2)  определить педагогические условия совершенствования практических навыков молодого воспитателя в условиях дошкольного учреждения;

3)    разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе комплексную методику диагностики и программу совершенствования практических навыков молодого педагога.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие).Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.

Методическая работа образовательного учреждения должна быть направлена, прежде всего, на всестороннее повышение квалификации и методического мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала в соответствии с его интересами и запросами. Реализация данных задач осуществляется посредством различных форм повышения  квалификации педагогов.

Результатом постоянной работы воспитателя «над совершенствованием своей личности как профессионала является адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование нравственных и других социальных свойств личности». Одним из важнейших требований к педагогической деятельности воспитателя является владение информационно-коммуникационными технологиями. Однако хотя в существующей системе повышения квалификации работников образования происходят заметные перемены (изменяются цели, содержание и методы, прежде всего, курсовой подготовки), в то же время особого внимания требует организация самообразования воспитателя с использованием информационных технологий в ходе его обучения на длительных курсах повышения квалификации.

Самообразование представляется неотъемлемым элементом формирования личности, активизация которого во многом определяет уровень интеллектуального и профессионального развития педагога.

Совершенствование практических навыков молодого педагога в условиях детского сада является личностно-ориентированной деятельностью педагогического коллектива по повышению педагогического мастерства каждого его участника.

Искренне убеждена в том, что каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что ему больше всего нравится и что у него лучше всего получается. А чтобы определить, что получается лучше всего, он должен постоянно экспериментировать, пробовать, размышлять.  Творческий педагог – это исследователь, личность, обладающая высокой культурой, владеющий альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающийся высоких результатов в обучении, воспитании и развитии детей.  Ведь, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». Да и быть не может педагогический труд нетворческим, как не может быть одинаковых педагогов, обучаемых, жизненных обстоятельств, а любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов, составляющих хорошего ОУД, где дети ищут, спорят, творят, самостоятельно принимают решения. Ему всегда важно и приятно, когда лица детей светятся благодарностью.

 

Использованная литература:

1.

 

Пікірлер 

 
0 #10 Екатерина Данина 2019-03-28 12:38 Прослеживается очень серьезная проработка темы исследования. Материал отличается новизной и научностью.Спасибо! Дәйексөз жазу
 
 
0 #9 Райхан Тулеуова 2019-03-27 16:25 В докладе хорошо отмечено, что самообразование представляется неотъемлемым элементом формирования личности, активизация которого во многом определяет уровень интеллектуально го и профессионально го развития педагога.Без которого не быть мастером своего дела. Дәйексөз жазу
 
 
0 #8 Райхан Тулеуова 2019-03-27 15:56 В докладе хорошо отмечено, что самообразование представляется неотъемлемым элементом формирования личности, активизация которого во многом определяет уровень интеллектуально го и профессионально го развития педагога.Без которого не быть мастером своего дела. Дәйексөз жазу
 
 
0 #7 Тапауова.А.А. 2019-03-26 14:27 В докладе хорошо раскрыта система повышения методического мастерства каждого педагога в условиях ясли-сада через различные формы работы. Дәйексөз жазу
 
 
0 #6 К.Н.Менешева 2019-03-26 13:46 Содержание доклада очень насыщено, разнообразно, адаптировано для молодых специалистов с различными профессиональны ми интересами. Дәйексөз жазу
 
 
0 #5 Карасаева Алия 2019-03-24 14:36 Дошкольный возраст требует от нас педагогов креативного подхода. Для начинающих воспитателей необходима информационно-материальная база, которая зачастую в дефиците и, как правило, приобретается с опытом работы. Коллега Пугачёва Наталья в своей статье чётко отразила, как надо строить работу с молодыми специалистами, как грамотно и эффективно подходить к тому или иному виду деятельности с детьми дошкольного возраста. Дәйексөз жазу
 
 
0 #4 Дузельбаева Кымбат 2019-03-22 23:48 Тема статьи отличается актуальностью проблемы подготовки компетентных педагогических кадров новой формации. В статье указаны актуальные педагогические задачи решения проблемы становления и развития личности ребенка. Дәйексөз жазу
 
 
0 #3 Ольга Горбунова 2019-03-20 13:19 Доклад содержательный и хорошо раскрывает систему повышения методического мастерства каждого педагога в условиях детского сада через различные формы работы. Дәйексөз жазу
 
 
0 #2 Зауре Ахметбекова 2019-03-19 15:19 Статья имеет актуальный научный характер.Автор выделяет самообразование и творчество как важные элементы формирования личности педагога. Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Ризабек Назмутдинов 2019-03-16 13:24 Работа характеризует автора как творческую, профессиональну ю личность. Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.