Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Жамантаева Карашаш Калшеновна

cтарший преподаватель кафедры «Дошкольного воспитания и начального обучения», магистр педагогики

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Данина Екатерина Николаевна

учитель начальных классов КГУ «Первая гимназия»

Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Успех системы образования в любом государстве   зависит от  качества подготовки учителя и дальнейшего профессионального роста и творческого развития педагога.   В образовательном пространстве большая армия молодых педагогов, для которых необходима программа вхождения в педагогическую профессию.  Программа спланирует    этап непрерывного процесса профессионального развития, организованного в школьном округе для обучения, поддержки и сохранения начинающих учителей, в течение которого они постепенно присоединяются к программе непрерывного образования.

Каким образом происходит профессионально-личностное становление молодого учителя в современной школе? Легко ли активному, творческому и, в тоже время, неопытному специалисту начинать свою деятельность? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать педагогом, соответствующим требованиям современности?

Очень привлекательным становится опыт Канады, где профессия учителя является престижной и пользуется поддержкой в виде инвестиций в подготовку кадров, проводимая политика характеризуется преемственностью, а цели образования формулируются четко и конкретно. В основу разработки всех методических рекомендаций положен рефлексивный подход, интегрирующий теоретические знания и опыт профессиональной деятельности специалиста. Исходной предпосылкой концепции рефлексивного обучения начинающего учителя является то, что в основе повышения квалификации должен лежать его опыт. Модель рефлексивного обучения предполагает, что начинающий учитель является субъектом своего профессионального развития,≪думающим практиком≫, рефлексирующим профессионалом≫, и в данном аспекте его ключевыми характеристиками являются:

• умение осуществлять эффективное взаимодействие;

• удовлетворенность своей работой;

• умение стимулировать активность учащихся;

• умение структурировать конкретный персональный опыт;

• уверенность в себе;

• ориентация на учащихся в педагогическом процессе;

• умение анализировать собственный опыт профессиональной деятельности [1].

На сегодня по опыту зарубежного образовательного пространства современный молодой педагог на пути распространения эффективного практического опыта для решения педагогических задач и формирует в себе необходимые качества рефлексивного профессионала.

Реализуя себя в условиях обновленной программы содержания образования, молодой педагог понимает, что его педагогическая деятельность должна направлена   на компетентностный подход  к образованию, готовность работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса с применением  конструктивной модели образования.

Как компетентный педагог, молодой специалист всегда интересуется инновациями в педагогике, посещая уроки старших коллег, наставников, и апробирует у себя на уроках.  Развивать свой «человеческий капитал», оказывать прямую поддержку в создании инновационно — образовательных консорциумов для реализации образовательных программ  на качественном эффективном уровне — главная стратегия образования.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Профессиональный рост преподавателя – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение; решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, креативности, самоотдачи. Он должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть технологиями обучения и воспитания. Огромную роль в повышении профессионального уровня молодых педагогов играет их самообразование. Профессиональное развитие и становление педагога невозможно без грамотно построенного самообразовательного процесса. Педагог должен постоянно совершенствоваться, потому что высокая мобильность, сложность и многогранность современного мира, требуют от педагога более практичных, разносторонних научных знаний, умений, навыков и подходов. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, способствовать формированию.

Любой человек, начинающий свою деятельность сталкивается с затруднениями, связанными прежде всего с отсутствием или недостатком необходимого опыта в выбранной профессии. Профессиональное становление профессии учителя происходит гораздо сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что наличие педагогического образования не гарантирует успех начинающему учителю, ведь чтобы стать учителем недостаточно одних только аудиторных программных знаний. И сегодня молодому специалисту, начиная с первых дней трудовой деятельности, есть возможность почувствовать руку помощи от старшего товарища, к примеру, «Школа молодого учителя».

Основными методами успешной адаптации молодого педагога являются:

  • поддержка молодого педагога консультациями, методическими материалами, более опытными педагогами наставниками (коачинг);
  • инструктаж - организация практики для новых сотрудников, позволяющих им эффективно и оперативно знакомиться с основной работой;
  • непрерывное обучение преподавателей без отрыва от основной работы: курсы повышения квалификации, стажировки, деловые игры, приближенные к профессиональной деятельности и т.д. ;
  • ротация - получение новых знаний и навыков сотрудником в результате временной смены работы на другую должность.

В работах ряда зарубежных авторов представлены методы адаптации молодых специалистов несколько иного характера:

  • buddyng - отношения между новыми сотрудниками и опытными специалистами строятся на равных, через равные приятельские отношения, в результате присутствует постоянная двусторонняя обратная связь, так как нет иерархии;
  • job shadowing - за молодым специалистом «закрепляется» опытный наставник, который сопровождает нового сотрудника в течение рабочего дня, обсуждает с ним производственные ситуации и в результате получает полезный опыт;
  • метод погружения - ориентирован на полное погружение молодого сотрудника в практическую деятельность с первого дня работы [2].

На своих многочисленных встречах с молодежью Н.Назарбаев подчеркивает «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире». Век глобализации требует постоянного совершенствования профессионализма. В связи с этим для молодого педагога характерно самообразованность, выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития и жизненной стратегии, развитие в себе коммуникативного уровня, формироваие партнерских отношений в команде.

Основа самосовершенствования любого педагога – это обмен опытом, и где как не на конкурсах и форумах, происходит обмен ценнейшим опытом.

Создавшаяся современная образовательная среда системы повышения квалификации ФАО «НЦПК» Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области способствует этому, предлагая молодому педагогу  участие в научных конференциях в формате vorkshop, в конкурсе педагогического мастерства молодого специалиста и его наставника «Педагогический дуэт», проводить мастер-классы под эгидой «Марафон педагогических идей», и др. Участие молодого педагога в данных мероприятиях способствует раскрытию возможностей педагогического потенциала, формированию умения и навыков видеть свои  недочеты и устранять их. Молодой педагог в условиях современного образования должен понять, что успех не придет к нему, а он должен идти к нему.

Актуальна и значима научно-методическая поддержка для молодого педагога проходит во время прохождения курсовой подготовки повышения квалификации. В этот период молодой специалист в окружении своих коллег, участвуя в диалоговом и совместном обучении может попробовать реализовать себя в таких тренинговых занятиях, как «Методическая трибуна», «Мой голос», «Творец планирования» и т.д.

Содержание обновленной программы образования  включает формирование у обучающихся навыков широкого спектра (функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений). В свою очередь это обязывает молодого педагога иметь в себе такие навыки.

Педагог работая по данной программе имеет способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие через сотрудничество и использование приемов профессионального общения, повышается интерес к освоению профессиональных знаний,  креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии. Учитель использует потенциал информационной среды, создаёт условия для опережающего развития учащихся в  и личностно- деятельностной направленности, работает над созданием атмосферы психологического комфорта и поддержки для обучающихся, готовит учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации.

Современное педагогическое общество немыслимо без одаренных с творческим потенциалом молодых педагогов.  Президент Казахстана Н. А.Назарбаев сказал: «Учитель новой формации – духовно развитая, социально зрелая, твердая личность, компетентный специалист, профессиально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной твердой личности и максимальной самореализации» [3].

Это еще раз подчеркивает, что стратегическая политика нашего государства предоставляя возможности и права молодым педагогам, возлагает на них  большие надежды в воспитании и обучении конкурентноспособной личности ХХI века.

 

Использованная литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.
    5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g
  2. Назарбаев Н. Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. – Алматы: Қазақ университеті, 2009.
  3. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. - 2017. - №50.
 

Пікірлер 

 
0 #9 Шепелева Елена 2019-04-05 00:22 В статье прослеживается, как происходит становление молодого учителя в
современной школе и какими качествами ему нужно обладать для успешной работы.
Очень интересная статья! Спасибо!
Дәйексөз жазу
 
 
0 #8 Сакенова Нургул 2019-03-26 18:00 Спасибо за статью. Действительно описаны все методы работы и поддержки молодых педагогов. Для молодого педагога характерно самообразованно сть, выстраивание индивидуальной траектории профессионально го развития и жизненной стратегии, развитие в себе коммуникативног о уровня, формироваие партнерских отношений в команде Дәйексөз жазу
 
 
0 #7 Зауре Ахметбекова 2019-03-25 11:52 Прослеживается очень серьезная проработка темы исследования. Материал отличается новизной и научностью. Дәйексөз жазу
 
 
0 #6 Зауре Ахметбекова 2019-03-25 11:52 Прослеживается очень серьезная проработка темы исследования. Материал отличается новизной и научностью. Дәйексөз жазу
 
 
0 #5 elvira 2019-03-19 08:24 актуальная тема, прямо про наше время, оченб познавательно Дәйексөз жазу
 
 
0 #4 Байкатова Кумыс 2019-03-18 14:51 Уважаемые коллеги, спасибо за статью! Роль наставничества действительно очень важна в современных условиях. Для поддержки молодых педагогов филиалы "Орлеу" проводят большую работу. Дәйексөз жазу
 
 
0 #3 Байкатова Кумыс 2019-03-18 14:51 Уважаемые коллеги, спасибо за статью! Роль наставничества действительно очень важна в современных условиях. Для поддержки молодых педагогов филиалы "Орлеу" проводят большую работу. Дәйексөз жазу
 
 
+2 #2 Дузельбаева Кымбат 2019-03-17 23:57 Статья раскрывает актуальные проблемы педагогики.В статье рассматривается инновационная деятельность педагога в условиях обновления содержания образования. В статье даны предложения по повышению эффективности инновационной деятельности. Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Балауса 2019-03-17 21:13 Очень интересная статья. Спасибо большое! С интересом изучила вашу статью! Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.