Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Байкатова Кумыс Ильясовна

старший преподаватель кафедры ППС и ПРУ

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО, г. Уральск

Рефлексия – наблюдение ума
за своей собственной деятельностью
Джон Локи

В Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан рефлексии в педагогической практике и  рефлексивной деятельности педагогов уделяется достаточно много внимания.  Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов [1].

Владеют ли наши учителя навыками рефлексивного преподавания в достаточной мере? Однозначно ответить на этот вопрос сложно! Да, учителя могут делать грамотный педагогический анализ и самоанализ урока. Но не всегда эта деятельность приводит  к теоретическому осмыслению своей практической деятельности и осуществляется  системный подход к анализу (самоанализу) результатов обучения.

Учителя нередко подменяют анализ собственной деятельности, связанный с рефлексией и поиском причин успешности или неуспешности своей работы, простой констатацией сделанного, а неудачи в подавляющем большинстве объясняются внешними причинами. При этом полностью или почти полностью исключаются из анализа результаты взаимодействия и воздействия на учащихся, их реакции на действия учителя.

Как показывает практика, в основном,  педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую недооценивается огромнейшая ценность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается сам педагог, субъективной ценности учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Рефлексивный учитель  - это думающий,  анализирующий,  исследующий свой опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник.  Это “вечный ученик своей профессии» (Дьюи,1997) с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию[2].

Являясь тренером уровневых курсов повышения квалификации педагогических работников и курсов по обновленному содержанию образования, я часто размышляю над вопросом, применение каких инструментов и методик в рамках курсов повышения квалификации будет способствовать развитию навыков аналитико-рефлексивной деятельности слушателей. Как помочь учителю стать рефлексивным практиком?

Одним из ведущих факторов в развитии профессиональной рефлексии учителей являются  специально организованные условия обучения,  основанные на аналитическом осмыслении ими своего практического опыта [3].

Поэтому в рамках курсовых мероприятий стараюсь обучать слушателей основным навыкам педагогической рефлексии. Для достижения поставленных целей и задач использую такие  методы, как изучение и анализ  результатов деятельности слушателей, методы самооценки и экспертной оценки рефлексивных умений, эссе и опросники.

Для  выявления и развития рефлексивных способностей учителей при проведении занятий я использовала такие формы работы, как:

-  тест опросник для определения уровня развития рефлексивности Карпова;

-  листы рефлексии или письменные комементарии в листах обратной связи;

-  трехчастный дневник, SWOT-анализ;

-  концептуальная таблица;

-  написание эссе; летописей дня;

-  рефлексивный практикум;

-          рефлексивный дневник или рефлексивные записи;

-          тест на определение уровня сформированности  рефлексии Анисимова.

Наряду с этим для дальнейшего совершенствования работы по развитию навыков рефлексивного мышления у слушателей я более глубоко и  детально изучила инструменты коучинговых технологий и с удовольствием стала применять их на практике. Такие техники, как «Колесо баланса», «Шкалирование»,  рефлексивные вопросы, «Структурированная  тишина», «Постановка цели по СМАРТ»  также стали  неотъемлемой частью моих занятий.

Таким образом, я  включала  специальные приемы рефлексивного обучения, при которых слушатель постоянно проводил саморефлексию и самоанализ, развивая навыки саморегуляции.

Чему же способствовало использование вышеуказанных методов рефлексии? Каким образом это повлияло на развитие рефлексивной деятельности учителя?

Ежедневный анализ листов рефлексии помогал мне выявить степень усвоения программного материала, определить конкретные моменты, непонятные слушателям. Каждое последующее занятие начиналось с разъяснения этих вопросов, для чего по необходимости я готовила  дополнительные слайдовые презентации  или прорабатывала теоретический материал по вопросам.

К слушателям приходило понимание того, что листы рефлексии заполняются ими не ради отписки, а для глубокого анализа занятия мною, тренером, и проведения  своего рода работы над недочетами.

Я просила слушателей проводить параллели между тем, что происходит в аудитории с тем, что будет происходить  на уроке в классе. К учителям пришло понимание важности обратной связи с учениками после использования листов рефлексии на практике.

Обратная связь от участников образовательного процесса дает реальную и достоверную информацию о том, насколько эффективно были применены те или иные методы и приемы, насколько участники были вовлечены в образовательный процесс.

Особенно важно было увидеть, насколько учителя владеют навыками аналитической деятельности и умеют грамотно написать письменные комментарии.

Применение  методики «Трехчастный дневник» давало возможность слушателям проанализировать весь день занятий поэтапно, написать личные комментарии, высказать свою точку зрения, свое мнение, могли предложить что-то новое. Сама методика для слушателей была нова и вызвала определенный интерес. Благодаря этой методике можно было определить уровень рефлексивной деятельности каждого учителя. Анализ трехчастных дневников позволил выявить у слушателей уровень рефлексивной деятельности. Написать поэтапный анализ занятия с позиции «что это дало мне?» может не каждый. Это задание было дано с целью выявления думающего учителя. Отрадно отметить, что таковые есть, хотя их не так много.

Заполнение «Концептуальной таблицы» слушателями проводилось самостоятельно с целью глубокого осмысления теоретического материала и умения связать теоретические предпосылки с практикой. Последующий их анализ и групповое обсуждение очень полюбились слушателям, так как в споре рождалась истина.  Я предоставляла возможность обменяться идеями, своим видением, наработками. Это была замечательная работа по обмену опытом. Все неожиданные идеи записывались и приветствовались. И если в самом начале эта работа проводилась только потому, что требует тренер, то потом эта работа действительно стала способствовать развитию критического и аналитического мышления учителя

Главной задачей данной работы было научить синтезировать теоретические предпосылки Программы с имеющимся практическим опытом учителя и определить оптимальные направления работы. Прямо скажу, что это была задача не из легких. Развитие навыков исследовательской деятельности и аналитических способностей невозможно без  понимания основных идей темы.  Просматривая заполненные карты можно проследить ход мыслей учителя и оценить степень понимания.

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на  знания и соответствующую аргументацию, что предполагает применение такого средства проверки, как эссе. Написание эссе слушателями помогало мне увидеть их отношение к заданной проблеме.

Понятно, что эссе выступает одновременно в качестве измерителя знаний, умений, навыков учителя, и инструмента, позволяющего учителю через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить имеющиеся знания. Поэтому этот вид работы полюбился слушателям,  и они с удовольствием применяли эссе для обратной связи и в своей практике.

Также довольно часто я применяла на занятиях некоторые приемы педагогической техники Анатолия Гина. Один из таких приемов «Введение ролей»,  когда распределяются роли (Фома Неверующий - связник - спонсор знаний - почемучка - адвокат - штурман - летописец - психолог - хранитель времени) и к концу занятия проводится рефлексия. Написать летопись к проведенному занятию, это достаточно сложное задание, но слушатели справлялись здорово.

В соответствии с принципами рефлексивной деятельности также организуется обсуждение проведенных уроков, просмотр видеофрагментов, а также самоанализ и взаимоанализ уроков.

С целью оказания поддержки педагогам в понимании и осмыслении необходимости применения новых подходов в преподавании и обучении школьников, и преобразования собственной педагогической деятельности, я использую «Колесо баланса». Учителя могут  выделять главное (жизненные приоритеты), находить правильное соотношение, составлять план, оценивать себя. Далее – анализ полученных результатов: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться и т.д. [4].

На последующих занятиях этот инструмент используется в другом ракурсе. Части колеса могут заполняться самым разным содержанием (новая тема – что знаю, чего не знаю, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы).

Метод «Шкалирование» или «Шкала эффективности» также способствует развитию навыков адекватного самооценивания и рефлексии.

«Структурированная тишина» используется в рамках групповой или парной работы, где во время рефлективной паузы участники дискуссии должны спокойно подумать над предложенными вопросами и сделать соответствующие выводы. Эффективность данного вида работы заключается в том, что проходит групповое обсуждение типичных проблем практики,  участникам предоставляется право сделать определенный выбор, включиться в профессиональный консилиум при сопоставлении других точек зрения.

Основной целью вышеуказанных методических приемов является развитие способности у учителей к рефлексивной децентрации (умение видеть себя со стороны),  формирование установки к активному анализу своих действий, осмыслению своего профессионального Я.

Сегодня я хотела бы более подробно остановиться только на одном инструменте коучинга, который я стала применять сравнительно недавно, но ставший достаточно эффективным методом  для развития рефлексивных умений слушателей.

Заключительным и очень важным этапом  курсов по обновленному содержанию образования является защита презентаций по планированию урока, в рамках которой слушатели курсов должны показать свое знание и понимание основных компонентов Программы: целеполагание, активные методы обучения, способы дифференциации, критериальное оценивание и рефлексия. Презентация оценивается коллегами, тренером и экспертом-оценщиком. От степени аналитико-рефлексивных умений учителя зависит и качество презентуемого материала.

Основными моими задачами, как тренера курса, на данном заключительном этапе являются:

- научить слушателей грамотно и последовательно структурировать свое выступление по заданным критериям, логически выстраивать основные части выступления, разбивать его по времени;

- оказать содействие в отборе ключевых фраз презентации и построении визуальных материалов в виде таблиц, схем и др.;

- помочь справиться с волнением перед публичным выступлением, повысить их степень уверенности в себе.

Учитывая тот факт, что контингент групп разный (по уровню профессиональной компетентности, по стажу педагогической деятельности, по уровню восприятия и осмысления нового материала, по уровню ИКТ компетентности) тренеру нужно найти такой действенный метод, который позволит самостоятельно дойти до конечного результата каждому слушателю при минимальной помощи тренера.

Поэтому при подготовке к итоговой презентации в работе со слушателями  я стала применять такой инструмент коучинговой технологии, как  «Модель GROW» (алгоритм техники).

Модель очень проста и состоит из 4 этапов:

G – goal/цель
R – reality/реальность, окружающая действительность
O – opportunity/имеющиеся возможности
W – what to do/действия[5].

 

Goal

(Цель)

Reality (Реальность)

Opportunity (Возможность)

What to Do

(Действия, желание)

-Чего Вы хотите?
- Почему для Вас это важно?
- Если бы Вы знали, что можете достичь всего, чего пожелаете, как тогда звучала бы Ваша цель?
- Как Вы узнаете, что достигли результата?

 

Что сейчас происходит относительно заявленной задачи?
- Как, когда и как часто это происходит? А также какой эффект это оказывает на решение Вашей задачи?
- Какие еще есть факторы, влияющие на решение задачи?
- Что Вы уже успели сделать для решения задачи?

- Какой результат получили?

 

Что Вы можете сделать для решения задачи?
- Какие еще есть варианты? А еще?
- Кто мог бы помочь Вам  в решении этой задачи?
- Как Вы думаете, как поступил бы на Вашем месте авторитетный для Вас человек?
- Вспомните, были ли в Вашей жизни подобные ситуации, с которыми Вы успешно справились? Как Вы этого добились
?

- Какой самый первый и самый простой шаг вы готовы  сделать?
- Когда конкретно Вы его сделаете?
- Что может помешать Вам? Как Вы можете это предусмотреть?
- Кто мог бы поддержать Вас и как? Когда Вы попросите об этой поддержке?

 

 

Последовательно и поэтапно проанализировав вместе с тренером поставленную цель, реальные условия, возможности ее достижения и конкретные шаги для ее реализации, слушателю легче составить алгоритм дальнейшей работы. Ответив на вопросы и проработав алгоритм действий, он  начинает  поступательное движение к конечному результату.

Конечно, тренер становится главным помощником слушателя, его опорой и поддержкой, его мотиватором и своеобразным толкачом. Но результатом такой кропотливой работы является то, что слушатель совершенствует свое мастерство, развивает аналитические и рефлексивные способности, приобретает огромный опыт и  получает зачетный результат.

Что же дало мне применение всех вышеуказанных методов и приемов? К каким  результатам я пришла? Чтобы отследить результативность своей работы в течение этого года, я проводила входную, промежуточную и выходную диагностику в 4 обучаемых группах. И если в начале курсов я проводила «Тест -опросник для определения уровня развития рефлексивности Карпова», во время курсов проводила наблюдение, анкетирование, слушатели писали эссе на различные темы, то на выходе я проводила тест «Определение уровня сформированности  рефлексии О.С.Анисимова».

Результативность своей работы я представила в виде следующей диаграммы:

Анализ результатов диагностики показал, что если на начальном этапе уровень рефлексивных умений слушателей составлял 40 процентов, то на завершающем этапе поднялся до 50,6. Уровень самокритичности с 45 процентов повысился до 53, уровень готовности к саморазвитию с 51 процента повысился до 58 процентов, уровень самооценки с 53 повысился до 56.

Сопоставление результатов диагностики на входе и выходе позволяет выявить те изменения в педагогическом мышлении и профессиональных установках, которые возникают в процессе занятий на курсах. Это позволяет судить в целом об эффективности форм, методов и содержании работы по развитию рефлексивной деятельности  в процессе повышения квалификации. У учителя, овладевшего приемами рефлексивной культуры как непрерывным анализом и самоконтролем, успешно осуществляется целеобразование,  реализуется  программа  собственного развития,  происходит  познание  психологических  особенностей  других  людей  и  создание индивидуальных программ развития и саморазвития школьников.

 

Использованная литература:

  1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов.   - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.
  2. Бизяева А.А.  Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия -                   Псков:  ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. – 216 с.
  3. Пискунова Е.В. «Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога».Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология - С.62-66
  4. О коучинге просто - Инструменты коучинга. http://prosto-coach.ru/instrumenty-kouchinga-2.
  5. «Руководство для учителя», Третий (базовый) уровень. Издание третье. www.cpm.kz. Астана, 2012
  6. Раздаточные материалы Тренерских курсов 2 (основного) уровня. ЧУ ЦПМ, Астана, 2014.
 

Пікірлер 

 
0 #7 Шепелева Елена 2019-04-05 00:06 Спасибо Вам за статью!Я согласна с тем.что развивая у детей навыки исследовательск ой деятельности,уч итель прежде всего должен понимать:для чего? и зачем он это делает?,т.е.понимать основную идею темы. Дәйексөз жазу
 
 
0 #6 Екатерина Данина 2019-03-28 11:16 спасибо за статью! в ней прослеживается исследовательск ая деятельность, используются интересные методы рефлексии, которые способствовали полному пониманию для слушателей. Дәйексөз жазу
 
 
0 #5 Муканова Гульфайрус 2019-03-27 22:51 Мақалаңыз өте керемет және құнды!.Өзіме көптеген жаңалықтар алдым.Болашақта өзімнің тәжірибемде қолданамын деп ойлаймын.Рахмет сізге! Дәйексөз жазу
 
 
0 #4 Ольга Горбунова 2019-03-26 09:22 Статья очень информативная и отражает эффективный опыт работы педагога по формированию у слушателей курсов повышения квалификации способности к самооцениванию, умению видеть плюсы и минусы в своей педагогической деятельности. Представлены интересные методы, позволяющие каждому участнику курсов выразить своё мнение о проделанной работе. Представленный опыт подтверждён диагностическим и данными, которые доказывают эффективность выбранных методов. Дәйексөз жазу
 
 
0 #3 Зауре Ахметбекова 2019-03-19 14:10 Статья очень интересная, данные основаны на проведении исследования. Дәйексөз жазу
 
 
+2 #2 Дузельбаева Кымбат 2019-03-18 00:01 Статья отличается уникальностью исследования проблемы развития рефлексивной деятельности в современных условиях образования. Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Ризабек Назмутдинов 2019-03-16 13:36 Особо ценным в данной статье является использование собственного эмпирического исследования. Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.