Курстық шаралар

Курсаралық шаралар

Архив 2021

Архив 2020

Архив 2019

Архив 2018

Архив 2017

Архив 2016

Архив 2015

Яндекс.Метрика


Гостевая книга
НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ

Карасаева Алия Акимжановна

воспитатель ГККП «Ясли-сад №24 «Солнышко»

Западно-Казахстанская область, г. Уральск

В современных условиях реформирования национальной системы образования РК особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Я являюсь одним из педагогов-наставников молодого специалиста. В работе использую  системный подход по повышению профессиональной компетентности молодого педагога, что позволяет быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Мною, как педагогом-наставником, были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать работу с молодым педагогом.

Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определили совместный план деятельности начинающего педагога с наставником.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.

Нашу работу я выстроила в три этапа:

1­й этап – адаптационный. Определяется круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляются недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно­-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Работа строилась с учетом основных аспектов:

  • «Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей».
  • «Молодой специалист – коллега»: оказание поддержки со стороны коллег.

Разработаны индивидуальные планы профессионального становления:

  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.

Процесс повышения профессионализма молодого специалиста строился с учётом следующих факторов:

  • уровень базового образования;
  • индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
  • уровень профессиональных потребностей педагога.

На "адаптационном" этапе приступая к работе с молодым педагогом, я обращаю внимание на:

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению документации;
  • механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Кроме того,  стараюсь обеспечивать поддержку молодого педагога в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ организованной учебной деятельности; формы, методы и приемы обучения);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • освоения инновационных тенденций в педагогике и образовании;

Я исходила из того, что профессиональное становление молодого воспитателя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности.

Затем определялась совместная программа работы начинающего воспитателя  с наставником. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

На "проектировочном" этапе мною  в зависимости от цели определялась форма методической работы. Разработка индивидуального плана профессионального развития, в котором заявлены следующие приоритетные направления:

  • исследование системно-деятельностного подхода к процессу обучения, обозначенного в ГОСДВО;
  • использование современных образовательных технологий в организованной учебной деятельности.

– формирование информационной культуры молодого специалиста.

В плане профессионального становления и развития молодого специалиста мы определили следующие направления:

1.Совместная работа наставника и молодого специалиста.

Были изучены ГОСДВО, методические рекомендации, проанализирована основная и дополнительная литература, определена роль ИКТ в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

2.Совместно-разделённая деятельность наставника и молодого специалиста.

Мы исследовали системно-деятельностный подход к процессу воспитания и обучения, что помогло понять молодому специалисту  целесообразность и необходимость разработки циклограммы организации жизни и воспитания детей.

На данном этапе большую эффективность,  по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением ОУД),  имеют новые нетрадиционные формы работы: творческие лаборатории, психолого-­педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей ОУД, презентация себя как воспитателя, ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.

Самое пристальное внимание в работе с молодым специалистом я обратила, конечно, на использование в организованной учебной деятельности современных образовательных технологий. Реализуя метод проекта, мы используем прием создания проблемных ситуаций, часто с применением ИКТ. В наших условиях главная идея любого проекта – развитие личности ребёнка при максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности, когда хорошо просматривается связь между освоением знаний и практическим их применением.

Важен и тот факт, что в основе нашей совместной деятельности лежит мотивация обеих сторон, а значит, любая идея с той или с другой стороны находит быстрое решение, главное, уметь выстроить диалог. По этому поводу М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».

Мои усилия, как  наставника были направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

В результате на третьем этапе нашей совместной деятельности я выяснила, что совместная работа способствовала  поддержанию высокой степени мотивации, в коллективе  молодой воспитатель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Всё  это стало стимулом для  молодого педагога  в самосовершенствовании, способствовало его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодыми воспитателями  позволяет педагогам­-наставникам быстро и качественно решать задачи их профессионального становления, повышать профессиональную компетентность.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
  4. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
 

Пікірлер 

 
0 #9 Екатерина Данина 2019-03-28 11:25 Спасибо за статью! Роль наставничества действительно очень важна в современных условиях. Дәйексөз жазу
 
 
0 #8 Райхан Тулеуова 2019-03-27 15:28 Педагог поэтапно раскрыла работу наставника с молодым специалистом, что поможет другим применить такой опыт работы с молодыми педагогами. Больших успехов! Дәйексөз жазу
 
 
0 #7 Нурзия Баспаева 2019-03-27 11:11 Статья педагога направлена на повышение профессионально й компетентности молодого педагога, показано что труд педагога очень кропотливый , требует труда и знаний.Спасибо , творческих успехов. Дәйексөз жазу
 
 
0 #6 Н.Г.Пугачева 2019-03-26 15:28 спасибо автору за раскрытие данной темы: доклад является полным, насыщенным, интересным источником для работы наставников. Дәйексөз жазу
 
 
0 #5 Тапауова.А.А. 2019-03-26 14:30 в статье представлена актуальная тема. Раскрыта система работы педагога-наставника с молодым специалистом. Отражены этапы деятельности по данному направлению и раскрыты результаты. Дәйексөз жазу
 
 
0 #4 Нурзия 2019-03-26 14:03 Это человек, который талантлив во всем. И я хочу пожелать чтобы ее профессиональны й и творческий путь был примером для молодых педагогов. Дәйексөз жазу
 
 
0 #3 К.Н.Менешева 2019-03-26 12:41 Жас маманға бағыт сілтер көмекші құрал екені сөзсиз. Себебі жаңа бітіріп келген маман иесі неден бастарын білмей осы мақалаға сүйенед деген ойдамын. Әріптесім Қарасаева Әлияға сәттілік тілеймін. Дәйексөз жазу
 
 
0 #2 Ольга Горбунова 2019-03-26 09:08 Статья посвящена актуальной теме. Педагогом полностью раскрывается система работы педагога-наставника с молодым специалистом. Широко освящены этапы деятельности по данному направлению и раскрыты результаты.Педагогом особо отмечено, что главное поддержать высокую мотивацию начинающего воспитателя для его успешной адаптации в педагогическом коллективе и реализации своих педагогических способностей. Дәйексөз жазу
 
 
0 #1 Анаргуль Шынбаевна 2019-03-24 18:50 Статья Алии Акимжановны посвящена вопросам повышении педагогической компетенции молодого специалиста в дошкольном учреждении. Статья актуальна , имеет практическую и теоретическую ценность, так как автор раскрывает цель и задачи, формы и виды работы с молодым педагогом. Спасибо ! Дәйексөз жазу
 

Пікір қосу

Комментарий публикуется через пару секунд. После отправки, можете смотреть выше.
Пікір сайтқа сәлден кейін шығады. Жібергеннен кейін жоғарыдан қарауыңызға болады.